Праздник Курбан-байрам

 

 

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
 
Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Из потомков Адама никто не совершил
более возвышенного поклонения в день
Курбан-байрама, чем жертвоприношение, –
кроме укрепления родственных связей».
Табарани.
 
     Слово курбан в переводе с арабского означает – жертва. В праздничный день Курбан-байрама и в последующие за ним три дня, с намерением приблизиться к Аллаху, приносится в жертву скотина.
     Всевышний Аллах говорит: «Совершай намаз Своему Господу и закалывай жертву». «Аль-Кавсар», 2. В этом аяте Всевышний Аллах обозначил правомерность принесения жертвы только после праздничного намаза.
     Праздничный день Курбан-байрам – торжественный день для мусульман. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Украшайте свои праздничные дни произнесением слов Аллох1у Акбар». Табарани.
     Жертвоприношение – это возрождение сунны пророка Ибрахима (мир ему), подача мяса в качестве милостыни бедным и возможность сделать их довольными и радостными (в эти дни). Асхабы (да будет доволен ими Аллах) спросили у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «О, Посланник Аллаха, что означает жертвоприношение?» Он ответил: «Это сунна вашего отца Ибрахима». Асхабы (да будет доволен ими Аллах) спросили у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) : «А что за воздаяние нам будет, если мы будем исполнять эту сунну?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «За каждый волос этого жертвоприношения запишется вам добро». Асхабы (да будет доволен ими Аллах) вновь спросили: «А как с шерстью?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «За каждый волос этой шерсти вам запишется добро». Хаким.
     Расскажем о правилах исполнения жертвоприношения. Жертвоприношение – это усиленная сунна; тому, кто имеет возможность, крайне нежелательно не совершать его. Для семьи, имеющей общее пропитание, совершение жертвоприношения одним из членов семьи зачтется как выполнение сунны всей семьей. Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Из потомков Адама никто не совершил более возвышенного поклонения в день Курбан-байрама, чем жертвоприношение, – кроме укрепления родственных связей». Табарани.
     Хасан бин Али (да будет доволен ими Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Жертвоприношение, совершенное с искренним намерением и в надежде на воздаяние от Аллаха, станет препятствием, охраняющим совершившего его от Ада». Табарани.
     Совершение жертвоприношения становится обязательным по двум причинам:
     1) если человек укажет пальцем на пригодную для жертвоприношения скотину, обозначив ее как свое жертвоприношение, или сказав, что эту скотину он принесет в жертву;
     2) когда человек принял обет, что совершит жертвоприношение для приближения к Аллаху, если доживет до этого дня. При таком обязательстве совершить жертвоприношение – все мясо должно быть роздано милостыней, и нельзя его кушать самому совершившему это жертвоприношение.
     Жертвоприношение является сунной для тех, кто отвечает следующим условиям:
     1) Быть мусульманином.
     2) Быть совершеннолетним и здравомыслящим.
     3) Иметь материальную возможность для совершения жертвоприношения,
т.е. если у него имеется больше средств, чем необходимо на пропитание в день жертвоприношения и последующие за ним 3 дня себе и своей семье.
     Перечислим животные, которые можно использовать для жертвоприношения:
1) верблюд; 2) корова (буйвол); 3) овца (коза). Верблюду, приносимому в жертву, должно быть не менее пяти лет, корове, буйволу и козе – не менее двух лет, овце – 1 год или у нее выпали передние зубы, хотя ей и нет года. Верблюд, корова, буйвол достаточны для принесения в жертву от семерых людей. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал, что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшее жертвоприношение – овца с выпавшими передними зубами!» Ахмад.
     Приносимое в жертву животное должно быть без дефектов, ущемляющих его здоровье или ухудшающих его мясо. Непригодно для жертвоприношения животное, лишенное зрения, хромое, больное, чрезмерно худое и животное, у которого отрезана даже небольшая часть уха. Однако если прокололи ухо или на ухе имеется небольшой надрез и животное не лишилось малейшей части мяса, оно пригодно для жертвоприношения. Барраъ бин Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не дозволено приносить в качестве жертвоприношения четыре типа животных: слепое, слепота которого очевидна; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна; истощенное животное, которое лишено жира». Тирмизи.
     К перечисленным выше относятся и другие изъяны, которые отрицательно сказываются на качестве мяса животного. Человек, совершающий жертвоприношение, обязан совершить намерение (нигат). Лучше, когда намерение совершает каждый сам. Если человек сам не может выполнить жертвоприношение, можно возложить это на другого человека, хорошо знающего это дело.
     Укажем время совершения жертвоприношения. На десятый день месяца зуль-хиджа, после восхода солнца и совершения двухракаатного сунна-намаза с двумя хутбами (проповедями), начинается время жертвоприношения. В общем случае, время жертвоприношения наступает в 10-й день зуль-хьиджа, когда взошло солнце и прошло время, необходимое для совершения двухракаатного сунна-намаза и чтения двух хутб. На третий из дней, следующих за праздничным днем, с заходом солнца заканчивается это время. Жертвоприношение, совершенное в праздничный день сразу после намаза, значимее, возвышеннее. Жертвоприношение, совершенное до праздничного намаза, не является действительным.
     Барраъ бин Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Первое с чего мы начнем этот день – совершим праздничную молитву, потом вернемся и совершим жертвоприношение; кто поступит (таким образом), тот последует нашему пути, а кто совершит жертвоприношение до этого (праздничной молитвы), то это (его заколотое животное) будет лишь мясом для его семьи, не имеющее отношения к обряду жертвоприношения». Бухари, Муслим.
     Теперь – об употреблении мяса жертвоприношения. Мы раньше рассказали о двух причинах, при которых жертвоприношение становится обязательным. Если жертвоприношение совершено по одной из этих причин, то мясо его нельзя есть человеку, совершившему это жертвоприношение, и членам его семьи, которые находятся на его обеспечении. Если же совершено жертвоприношение-сунна, он может съесть из жертвенного мяса на свое усмотрение, подав часть мяса в качестве милостыни. Наиболее предпочтительнее оставить, ради благодати Курбан-байрама, очень маленькую часть мяса себе, а все остальное раздать нуждающимся в качестве милостыни. Но он имеет право оставить одну треть для себя и семьи, одну треть подать нуждающимся и одну треть – в качестве угощения близких и соседей.
Шкуру животного можно отдать как милостыню, можно оставить себе для домашних нужд. Однако нельзя шкуру продать или дать как оплату человеку, зарезавшему животное. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У того, кто продал шкуру жертвенного животного, нет жертвоприношения». Байхакъи.
     Расскажем о суннах, которые необходимо соблюдать в день Курбан-байрама:
     1) в праздничный день, прежде чем пойти на намаз, искупаться, одеться в новые одежды и надушиться духами или другими ароматными веществами;
     2) пораньше пойти на праздничный намаз;
     3) пойти на праздничный намаз пешком;
     4) пойти на праздничный намаз непозавтракавши;
     5) возвращаться с намаза не той дорогой, которой шел на намаз.
     6) в течение всех дней Курбан-байрама после всех обязательных намазов произносить: «Аллох1у Акбар, Аллох1у Акбар, Аллох1у Акбар, ла илах1а иллаллох1у валлох1у Акбар, Аллох1у Акбар ва лиллах1иль-хьамд».
     Каково правило совершения праздничного намаза? При выполнении намаза следует совершить намерение: «Я принял намерение совершить в джамаате двухракаатный праздничный намаз, за имамом, ради Аллаха» и произнести: «Аллох1у Акбар!» После вхождения в намаз, вслед за имамом в первом ракаате следует произнести семь раз «Аллох1у Акбар», каждый раз поднимая руки как при вхождении в намаз и произнося между ними тасбихь: «Субхьаналлох1и, валь-хьамду лиллах1и ва ла илах1а иллаллох1у валлох1у акбар». Затем имам вслух прочитает суру «Фатиха»; когда он закончит, все скажут «Амин» и тихо, в пределах слышимости самому, прочитают суру «Фатиха». Во втором ракаате (точно так же, как в первом) пять раз произнесут «Аллох1у Акбар», не считая того, что произносят при вставании из сужуда (земного поклона). Между ними, как и в первом ракаате, совершают тасбихь. Затем, прочтя ташахх1уд, вслед за имамом с приветствием закончат намаз. Потом будут слушать проповедь имама (хутбу) и при мольбе произнесут «Амин».